Вопрос о природе познания

Л. Фейербах понимает познание как исторически бесконечный процесс, но ок против тоталитаризма гегелевской системы, в которой индивиду отведена роль глотателя жареных рябчиков «абсолютного духа». Он недоволен тем, что Гегель «бытие мысли для других» превратил в самодовлеющее бытие, относительную цель (как средство образования и дисциплины духа) в цель конечную. «В изложении он хотел предвосхитить и пополнить самый ум, сжать его в систему»2. «Поэтому к философии Гегеля относится тот же упрек, который может быть обращен ко всей новейшей философии начиная с Декарта и Спинозы: упрек в непосредственном разрыве с чувственным созерцанием, упрек в том, что философия оказывается непосредственной предпосылкой всего остального».

Пусть сознание, соглашается Л. Фейербах, есть «род», но индивид — орган духа и «воплощение рода во всей его полноте в одну индивидуальность было бы абсолютным чудом, насильственным упразднением всех законов и принципов действительности, фактически это было бы гибелью мира» «Абсолютный, авторитарный дух» Г. Гегеля порождает антитезу — культ чувственности. Сам «род» оказывается возможным лишь благодаря чувственному соотношению с ним индивида. «Только любовь, только восхищение, только благоговение, словом, только аффект превращает индивида в род»,— утверждает Л. Фейербах . Человек приобщается к жизни «рода» исключительно через взаимодействие с другими людьми, а не уподобляется далай-ламе, «проглотившему разум».
И хотя Л. Фейербах, восстав против авторитарной системы Г. Гегеля, («который все втискивает в свое изложение, отвлекается от предварительного существования ума, не обращается к уму в нас»), отстаивал творческую роль индивида, рассматривая любую систему как объект критики, ему не удалось раскрыть характера действительных связен между индивидом и «родом». Если у Г. Гегеля всеобщность мышления утверждалась путем противопоставления познавательной способности отдельному индивиду (отсюда господство в гносеологии «абстрактного субъекта», «чистого» мышления и «абсолютного разума»), то у Л. Фейербаха мы видим провозглашение творческой силы и мощи человека. Но все -это оказывается лишь попыткой показать действительную роль индивидуальности. «Он изо всех сил хватается за природу и человека. Но и природа и человек остаются у него только словами... Ибо о мире, в котором живет этот человек, у него нет и речи, и потому его человек остается... абстрактным человеком».
Таким образом, объяснение природы познавательной деятельности свелось к объяснению сущности человека: его отношения к природе, другим людям и продуктам их совокупной деятельности, в том числе познавательной.

Изготовление металлических дверей на заказ в компании www.arena-dverey.com.ua позволяет учесть все Ваши требования и пожелания. Подробнее на сайте www.arena-dverey.com.ua