Вопрос о природе познания в домарксистской философии

«Проблему обычно труднее сформулировать, чей. ре­шить», — заметил как-то Д. Бернал. Действительно, от­вет можно дать лишь на правильно сформулированный вопрос. Проблема должна обрести логическую форму, которая в максимальной степени отразит ту реальную ситуацию, которая скрывается за словами. Определяя познание в качестве деривата материаль­но-практической деятельности, марксизм впервые в исто­рии философии разрешил вопрос о противоречивом об­щественно-индивидуальном характере познания. Был вы­работан методологический принцип, руководствуясь ко­торым, мы можем искать в старых теориях решение ин­тересующей нас проблемы.

 

При этом путеводной звездой нам будет служить предостережение К. Маркса: «Сле­дует избегать того, чтобы снова противопоставлять об­щество как абстракцию индивиду». Предшествующие гносеологические теории интересу­ют нас в данном случае только в одном отношении; ка- .кое место отводили индивиду (индивидуальному созна­нию) и какое — обществу (общественному сознанию) философы в своих стремлениях объяснить природу по­знания, вскрыть механизм возникновения знания. У истоков проблемы. Уже у первых философов, особенно у Демокрита, мы встречаем скептическое отношение к обыдеййому пред­ставлению: «Знать значит видеть». Вместе с тем поз­нание понимается ими как нечто присущее отдельному индивиду. Этот скепсис характерен не только для материали­стического крыла античной философии.

Посуда мерная лабораторная стеклянная применяется при хранении химических реактивов и проведении химических анализов. Купить химическую лабораторную посуду вы можете на сайте компании «Фарммедтех»: http://www.micromed.ua/produkciya_dlya_laboratoriy/mernaya_laboratornaya_posuda