Разделение слоев ассоциаций по контрасту

Гороскоп для собаки на апрель 2014

Верно или нет такое истолкование, но нужно заметить, что ассоциаций по контрасту нельзя пропустить, потому что её полный неожиданностей механизм легко дает повод к новым сближениям.

В самом деле, она основывается на субъективном и почти неуловимом по своей сущности понятии о противоположном, которого почти невозможно научным образом определить, потому что всего чаще противоположности существуют лишь для нас и в нас.Известно, что эта форма ассоциации не есть первичная и не сводимая к другим. Некоторые ее сводят к ассоциации по смежности, большинство же к ассоциации по сходству. И мне кажется, что эти два мнения можно примирить между собою.

В ассоциации по контрасту можно различить два слоя. Один поверхностный, состояний из смежности, так как у всех нас имеются в памяти ассоциированные пары, как : богатый и бедный, высокий и низкий, правый и левый, большой и малый, и проч1я; они возникают от частого повторения и привычки. Другой слой глубокий, состоящей из сходства, ибо контрасте существует только там, гд; возможна общая мера между обоими его членами. Как замечаение Вундт, брак может внушить мысль о и огребеши (соединение и раздтеление брачущихся), но не мысль о зубной боли.

Существует контраст между цветами, контраст между звуками, но нет контраста между звуком и цветом, по крайней меpe если нет общей основы, общего фона, к которым их относят, как в вышеприведенных случаях окраниенных звуковых ощущений. В ассоциаций по контрасту есть сознательные элементы, противоположные друг другу, но под ними находится бессознательный элемент сходства, воспринимаемое не ясно и не логически, но лишь чувствуемое, и оно то вызывает и сближает сознательные элементы. 

Впрочем, я не утверждаю, что она всецело находится в зависимости от эмоционального фактора; но, как это указывает Гефдинг, «аффективной жизни свойственно двигаться между противоположностями; она вполне определяется великою противоположностью между удовольствием и страданием ; поэтому и явлением контраста где же можно быть сильнее, как не в области ощущений?» Эта форма ассоциаций приобладение в эстетических и мифических произведениях, то есть в созданиях чистой фантазии; она незаметна в точных формах изобретательности практической, механической и научной.