Подготовка кадров

И сами индонезийцы, и советские авторы (например, Г.С. Шебалина) отмечают преимущественную специализацию вузов в области общественных и гуманитарных наук, а также неравномерность доступа к высшему образованию   для различных слоев общества и неравномерность распределения выпускников, большинство которых оседает в городах.  При этом число студентов на 100 тыс.   населения в Индонезии в начале 80-х годов - 319 - было самым низким в Юго-Восточной Азии (на Филиппинах, к примеру, оно составляло 2 593).

Создаются научные учреждения, разрабатываются   программы, но, как отмечает Е.Б. Рашковский, рост числа научных учреждений в развивающихся странах отстает от качественного роста самой науки. Это явление связано с   бюрократизацией   науки, с возрастанием роли государства в общей системе производства научных идей и научной информации, с возрастанием функциональной связи государственности и науки. В какой-то мере это общее явление XX века.  Е.Б. Рашковский ссылается на периодизацию истории социальных аспектов научной деятельности, предложенную английским автором Дж.Р. Равецом: XVI-XVIII вв. - "героический период", XIX в. - "академический", XX в. - "массово-бюрократический". Но  самые   скептически настроенные исследователи не могут не признать активное влияние науки на жизнь афро-азиатских обществ, хотя это относится в большей степени к биомедицинским наукам (как следствие "зеленой революции", демографического взрыва), нежели к гуманитарным. Видимо, так это и в Индонезии.

Е.Б. Рашковский пишет о драматизме положения ученого в освободившихся странах; ученый находится в фокусе пересечения различных — разнородных и разнонаправленных — социально-культурных и мыслительных стихий. В этой связи остро стоит проблема выработки стиля научного общения, находящегося под влиянием местных условий.

Список сотрудников научных индонезийских учреждений, имеющих гуманитарные профессии, в 1974 г. насчитывал 249 человек (причем 153 из них, или 61%, имели западное университетское образование),  из   них    25 социоантропологов (в том числе 46% с западным образованием), 28 историков — (в том числе 32% с западным образованием), 23 политолога (в том числе 60% с западным образованием), 21 социолог (в том числе 66% с западным образованием). Примечательно, что большинство историков получает образование внутри страны. Законодательство у них не сильно развито и нет новые правила по охране труда, читайте подробности на сайте http://ohrantryda.ru.

Система государственных вузов насчитывает 30 университетов, 10 педагогических институтов,  7 академий     искусств и 39 ведомственных академий. В частном секторе 357 вузов, из них лишь 1% с числом студентов более 6 тыс. В 1980 г. в государственных вузах учились 217 тыс.  студентов, в частных —. 269 тыс. /360, с. 4/. Качество преподавания в частных вузах намного ниже.

Докторские степени по европейской системе присуждают лишь государственные вузы, расположенные на Яве: университеты "Индонезия" (Джакарта), "Гадка Мада" (Джокьякар-та), "Паджаджаран" (Бандунг), "Эрланга" (Сурабая), Технологический институт (Бандунг), Сельскохозяйственный институт (Богор) и три педагогических института (Джакарта, Бандунг, Маланг). Для получения докторской степени выпускнику высшего учебного заведения требуется 9 лет учебы.

Гуманитарная профессия считается более престижной, чем техническая. Поэтому число выпускников факультетов общественных наук намного превышает потребность в них. Более трех четвертей их занято не по специальности,   в основном в управленческом аппарате.