Описание бизнес-процессов банка и управление ими

Прежде чем получить сертификат ISO 9001 (тут можно записаться на сертификацию), создав СМК банка, необходимо проделать достаточно много работы. Описание бизнес-процессов (далее Б-П) – один из её этапов. Для результативной и эффективной работы организации необходимо определить все взаимосвязанные виды деятельностей и организовать управление ими. Любую деятельность, где применяются ресурсы для преобразований входов в выходы, можно рассматривать в качестве “процесса”. В большинстве случаев выход одного Б-П образует вход следующего.

Использование системы процессов в компании вместе с их определением, обеспечением взаимодействия между ними на практике будет являться реализацией процессного подхода. как показывает многочисленна практика организаций разного профиля, данный подход имеет множество преимуществ, в том числе обеспечение постоянного управления отдельными процессами системы. Кроме того, этот подход позволяет понять, как взаимосвязаны и как взаимодействую Б-П.

В рамках СМК банка потребуется построить систему процессного управления. В частности, понадобится идентифицировать бизнес-процессы (определить дерево процессов), назначить владельцев Б-П. Также необходимо будет сделать графические детальные описания (модели) и определить стандарты (регламенты) Б-П. Поскольку существует большое количество вариантов и методологий описания Б-П, затруднений эта работа вызвать не должна.

Управление процессами в ИСО 9000

В соответствии со стандартами ISO 9000 организация должна определить:

  1. Б-П, необходимые для создания и полноценного функционирования СМК, а также их применение в компании;
  2. последовательность осуществления этих процессов, их взаимосвязь и взаимодействие;
  3. критерии и методы, которые обеспечат эффективное и результативное выполнение Б-П, а также эффективное и рациональное управление ими.

Кроме того, организация должна:

  1. гарантировать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержания функционирования Б-П и обеспечения их мониторинга; производить мониторинг, измерять и анализировать Б-П;
  2. производить необходимые для достижения планируемых результатов и постоянного совершенствования Б-П действия.

Организация должна осуществлять управление процессам в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9000. Перечень (число) описываемых Б-П будет определяться с учётом решения руководства банковской организации и результатов оценочного аудита СМК банка.