Общество множественных индивидов

Хотя эта концепция и противоположна первой, индивидуалистической, однако и здесь соотношение «индивид—общество» решается в рамках противопоставления. Но в отличие от первой акцент делается на противоположной стороне. Иными словами, и та, и другая концепции строятся на одной из противоположных сторон этого отношения, но в обоих случаях дихотомия остается, общество выступает как нечто влияющее на личность «извне».
Особенно это проявляется в концепции сторонников «социального» подхода, рисующих деспотическое господство «среды» (социальные институты, «духовные силы», технические средства и т. п.). Но здесь не осознается то, что господствующие над индивидами силы — это всего-навсего принявшие отчужденные формы продукты собственной деятельности индивидов. Даже в советской литературе по вопросу о возникновении человеческого общества и культуры можно встретить любопытный критерий, согласно которому можно разделить подходы к этой проблеме на марксистские и немарксистские. Б. Поршнев, например, считает, что марксисты ставят в центр внимания вопрос о появлении общества, тогда как немарксисты — возникновение «человека» как индивида или рода. Но вряд ли такой критерий является достаточным. Буржуазная социология знает такие подходы, которые не укладываются в предлагаемую схему. Так; Э. Дюркгейм пишет: «хотя общество ничто без индивидов — каждый из этих последних скорее продукт общества, чем виновник его».
Акцент на любой стороне отношения «общество-индивид» сам по себе не является решением проблемы. Рассудочное «или-или» проявляется здесь во всей красе. Разница лишь в том, что тупик гносеологического и социологического индивидуализма сменяется тупиком объективного идеализма Г. Гегеля. Для кого Г. Гегель пройденный, но не понятный, а следовательно, и непреодоленный этап, для кого К- Маркс, в лучшем случае, всего лишь один из многих социологов, а не представитель магистрального направления историко-философского процесса в новых условиях, за тем остается мир тривиальных истин, теоретических пошлостей и роль систематизатора представлений здравого смысла.
На сайте www.arnika2.com Вы можете заказать изготовление флагов, флажка или вымпела на основе вашего оригинал-макета. Подробнее на сайте www.arnika2.com