Мифы о современной архитектуре

Современных архитекторов упрекают за то, что они вдохновляются восточным зодчеством. Но никто не упрекал византийское искусство за то, что оно вдохновлялось Востоком, или так называемое классическое французское искусство — за его вдохновление античной Грецией. А между искусством античной Греции и архитектурой бретонского дома, альпийским шале или вандейской хижиной меньше общего, чем между искусством современных архитекторов-интернационалистов XX в.

Надо сказать, что современной архитектуре приписывают много такого, чего в ней нет. В течение долгого времени, примерно до 1930 г., США бойкотировали (да, да!) современную архитектуру, считая ее европейским изобретением. Американцы хотели создать свой собственный неогеоргианский стиль, быть может, в подражание английскому стилю. Во Франции современную архитектуру называли сначала архитектурой «бошей», а затем «большевистской». В нацистской Германии, наоборот, Карл Вилли Штрауб утверждал, что современная архитектура — это французское изобретение, переработанное американцами. В других странах современная архитектура именовалась индейской, франк-масонской, называлась чужестранной и т. д.

Если в наше время на всех континентах рождаются одинаковые формы, то это объясняется тем, что благодаря развитию транспорта и появлению новых интернациональных материалов, таких, как железобетон, сталь, алюминий и др., архитекторы освободились от связывающих их пут. Стандартизация элементов жилищного строительства идет по пути стандартизации одежды, пищевых продуктов и предметов потребления. Китайские рабочие 1957 г. носят такой же синий комбинезон, как и французские рабочие.

Раньше человек пользовался услугами одного портного, заказывал себе коляску у определенного мастера и поручал строительство дома местному каменщику. Трудно себе представить, чтобы в наше время человек, который одевается в костюм серийного производства, ездит на автомашине, построенной современным инженером, пользуется стандартным телефоном, стандартным отоплением, стандартной электроплиткой, стандартной стиральной машиной, стандартной бритвой, стандартной пишущей машинкой и т. д., упорствовал в том, чтобы поручить строительство дома ремесленнику, который в течение года будет возводить банальное сооружение из добрых, старых, «уже испытанных» материалов.

Есть немало современных «стыдливых» архитекторов, которые прячут применяемые ими новые материалы под ненужной каменной или кирпичной облицовкой. В этих случаях традиционные материалы становятся лишь декорацией и украшением, кстати кирпич керамический харьков можно купить на khsm.com.ua.

«Из фольклора следует брать философию, — писал Ле Корбюзье, — а не методы строительства».

То, что теперь называют современным европейским фольклором, есть не что иное как подражание или исторические ремпнесценции, рассчитанные на туристское восприятие. Трудно понять, что хотят доказать архи-текторьырегионалисты, возводящие нормандские дома на Лазурном берегу и альпийские шале в Довиле.