Историческое познание или историческое мышление

К. Маркс полагает, что когда в историческом разви­тии человеческого мышления совершается переход от пре­имущественно чувственного отношения к действительно­сти— к отношению аросредовэнному, абстрактно-рассу­дочному, то это происходит постепенно. И на этом пути «первой теоретической деятельностью рассудка, который еще колеблется между чувственностью и мышлением, яв­ляется счет». Эта же функция в индивидуальном раз­витии выступает как «первый свободный теоретический акт рассудка ребенка» . Возможно, это первое проявле­ние рассудка сохраняется и в зрелых формах рассудоч­ного мышления как склонность к преимущественно коли­чественным оценкам явлении действительности.

Б практической деятельности в обществе рассудок не склонен в своей односторонности и прямолинейности учи­тывать многогранность и сложность общественной жиз­ни. К- Маркс с иронией замечает, что единственным ра« эумом буржуазного государства выступает рассудок пра­вительства. Управляя государством и регламентируя жизнь общества, законодатели руководствуются лишь рассудком и потому не в состоянии осознать и учесть двойственный, противоречивый характер многих обще­ственных явлений. Но, обладая властью, рассудок дей­ствует в соответствии со своей сущностью: он «не толь-, ко сам односторонен, его роль по существу сводится к тому, чтобы сделать мир односторонним...* Рассудок устраняет, уничтожает сложность мира, накладывая на последний свои абстракции, делая его «Аростым». Но при диалектическом понимании рассудка как раз в этом-то и проявляется «великая и достойная удивления» роль рас­судочной деятельности, «ибо только односторонность формирует и вырывает частное из неорганической мас­сы целого. Характер вещей есть продукт рассудка». По­этому К. Маркс считает рассудок необходимым и важ­ным моментом мышления, который обеспечивает ста­бильность вещного мира человечества и человеческих представлений. «Заключая всякое содержание мира в устойчивые определенные рамки и превращая это теку­чее содержание в нечто как бы окаменелое, рассудок выявляет многообразие мира, ибо без этих многочислен­ных односторонностей мир не был бы многосторонним». Абстрактно выделенные в работах И. Канта и Г. Гегеля принципы работы рассудка и разума К. Маркс в соот­ветствии с духом диалектического.материализма осмыс­лил как реальные стадии1 движения зрелого человеческо- ,го познания. Разум выступает как высшая фаза разви­тия мышления, как аналог действительности. К. Маркс считает, что разум есть «всеобщая скромность духа», «та универсальная независимость мысли, которая относится ко всякой вещи так, как того требует сущность самой ве­щи». Освобождаясь путем диалектической критики от застывших рассудочных форм и определений, в разуме мышление впервые становится осознанно свободным.

«Мир дверей» - магазин входных металлических дверей. Здесь можно выбрать и купить металлические двери по доступным ценам с гарантией и заказать установку дверей в Киеве.