Индонезия - динамика идеологии национализма
Отечественные исследователи, изучая динамику идеологии национализма, отмечают, что идеологическая эволюция в странах, развивающихся по капиталистическому пути, приводит подчас к перерождению национализма в этатизм, а идеологии национального единства - в патерналистскую политику. Народопоклонничество имеет тенденцию опеки над массами, бюрократического администрирования.
О том, что сами индонезийцы сомневаются (в отличие, например, от американского исследователя Р.Лиддла) в успехе панчасила как идеологического фактора стабильности режима, говорят результаты опроса читателей журнала "Темпо" в 1985 г. На вопрос, будут ли продолжаться идеологические разногласия после утверждения закона о массовых организациях и принятия почти всеми ими панчасила как единой идеологической основы, были даны следующие ответы: будут прежними — 15,44% ответивших; уменьшатся — 23; исчезнут - 4,68; будут, но в другой форме — 42,27; не ответили - 12,99% .
- Приехали в Донецк по делам или на отдых? Прекрасно! Город распахивает свои двери миллионам гостей. Правда, чтобы посмотреть все достопримечательности, вам понадобится время и удобное транспортное средство! Если Вас интересует прокат авто в Донецке, загляните на сайт car-sharing.dp.ua и обратите внимание на такие иномарки, как Chevrolet Aveo, Nissan Almera, Hyundai Elantra. Все эти и другие удобные и комфортабельные авто Вы можете арендовать на тот или иной срок. Кстати, автомобили застрахованы на условиях обязательного и добровольного страхования гражданской ответственности автовладельца, а также «Car Sharing».
Итак, 57,71% (по двум рубрикам) предполагают наличие в будущем идеологических разногласий, 27,68%считают, что они уменьшатся или исчезнут. Видимо, разногласий будут, и это позволяет согласиться с критикой рядом индонезийских авторов политики насаждения государственной идеологии панчасила.
Таким образом, сейчас в основном пишут либо об идеологии общества в целом, либо о государственной идеологии, проецируемой на общество, воздействующей на массы: ее рассматривают как одну из форм борьбы с оппозицией, как навязывание единомыслия. Определенное внимание привлекает и ответная реидеологизация масс "снизу" и связанные с нею проблемы.
Теперь мало пишут о государственной идеологии как элементе яванской политической культуры, скорее подчеркивают отсутствие специфических яванских черт — даже при использовании государственной идеологией понятий, считающихся яванскими.
На третьем этапе — в 80-е годы — появились обобщающие работы по идеологии, где, в частности, рассматриваются понимание идеологии К.Марксом и принимаются оценки А.Грамши. Критикуются западные концепции, прежде всего концепция деидеологизации; по мнению индонезийских авторов, наоборот, распространяется идеология "прагматического национализма", "люди вернулись к идеологии"; причем имеются в виду и элементы сукарноистской идеологии, и ислам, и модифицированная официальная идеология панчасила. Подчеркивается, что реидеологизация идет и "сверху", и "снизу".
Активно обсуждается государственная идеология, которую авторы апологетической тенденции рассматривают как внутренне присущую индонезийскому обществу. Часть "объективистов" и авторы критической тенденции считают эту идеологию навязанной и не соответствующей сегодняшней реальности; они объявляют ее мифотворчеством и утверждают, что в стране — две идеологии: идеология "центральной власти", направленная на объединение большинства против оппозиции, и "высказываемая массами идеология развития".