Бенчмаркинг – больше чем анализ конкурентов

Расширенный анализ конкурентов и других передовых компаний, с выявлением причин их успешности и разработки методологии применения чужого опыта, – это и есть бенчмаркинг, многофункциональный и эффективный способ продвижения бизнеса.

Бенчмаркинг – это систематическая деятельность, направленная на обнаружение того, что другие делают лучше. И речь идет не о том старом методе анализа деятельности конкурентных предприятий, мы говорим о методе, который изучает не только соперников, но и успешную деятельность других предприятий, использующих передовые технологии и концепции.

Бенчмаркинг изучает, усовершенствует и применяет лучшие методы работы, занимается поиском и оцениванием лучших примеров, не зависимо от сферы бизнеса, его размера и географического положения. Так, компания, выпускающая бытовую технику, вполне может перенять опыт работы фирмы, которая продает и сопровождает программное обеспечение 1С:бухгалтерия.

Впервые термин «бенчмаркинг» появился в 1972 году внутри кембриджского Института стратегического планирования. Исследовательская работа показала, что для формирования эффективного решения в области конкуренции, следует знать, изучать и использовать опыт лучших компаний, добивавшихся успехов в разных видах деятельности.

Сегодня бенчмаркинг – это одно из эффективных направлений консалтинга. Его бурное развитие началось с середины 80-х годов, появилось много публикаций и статей, в которых была разработана методология бенчмаркинга и способы его применения на предприятиях.

Бенчмаркинг, основываясь на комплексных исследованиях, имеет цель определить вероятность успеха бизнеса. На него, в отличие от конкурентного анализа, возложены более детализированные и упорядоченные функции. Если анализ конкурентоспособности только выявляет различия между конкурентами, например, двумя компаниями, продающими ПО 1С:Предприятие, то бенчмаркинг объясняет эти различия и дает рекомендации как их преодолеть, как завоевать лучшие позиции в бизнесе.

Раздвинутые исследования нашли широкое распространение в маркетинге, логистике, финансовом менеджменте, управлении персоналом. Так, в логистике, используя расширенный анализ успешных компаний, можно быстро и без существенных затрат выявить проблемные моменты в покупательской сфере, в области выполнения заказов или транспортировке продукции.

Бенчмаркинг способен указать маркетинг-директору, на каком участке возникли проблемы с качеством, затратами, не плетется ли его компания в хвосте у конкурентов. При этом резко изменяется отношение к качеству. Становится понятным, что качество продукции и удовлетворение потребителя – это залог успеха в бизнесе. Постепенно меняется отношение к потребителю и к тем методам, которые помогают решать клиентские проблемы.

На этом основан и франчайзинговый бизнес. Например, компания добровольно делится своим опытом со всеми компаниями-франчайзи, которые при этом сохраняют юридическую самостоятельность своего бизнеса.

В любом случае, определяя эффект от применения бенчмаркинга, следует помнить, что никогда еще не подвергался сомнению факт выгодности и полезности обмена опытом и изучения чужих достижений.