Архитектура на службе нового театра

Театр Елисейских полей Огюста Перре, построенный в 1911—1913 гг., является первым театром, сооруженным по проекту современного архитектора.

Эта архитектура не кажется нам сегодня вполне классической. Железобетонный каркас скрыт за мраморной облицовкой. Здание оформлено снаружи Бурделем, внутри М. Дени, Вюйаром, Русселем. В этом сооружении архитектор стремился осуществить синтез искусств, но сделал это робко и в неоклассическом духе.

Здание театра не представляет собой ничего новаторского, если не считать того, что оно включает три театра: концертный зал на 2100 мест, драматический театр на 750 мест и экспериментальный театр на 250 мест.

Неистовая критика, которой подвергся новый театр, сегодня забыта, а проектные предложения современных архитекторов более претенциозны. Архитекторы в содружестве с режиссерами работают над поисками новых габаритов театральных зданий, а также зданий театра неизвестных доселе концепций.

Отан-Лара писал в 1948 г.:

«Если до сего времени в театрах идут одни и те же спектакли, что ведет к гибели театра, то это объясняется только тем, что театр замкнут в объеме, из которого он не может выйти. Традиционализм формы сцены влечет за собой традиционный характер спектаклей. Когда мы избавимся от этого, мы будем свидетелями рождения и расцвета нового, еще никогда ранее невиданного драматического искусства».

В этом духе был построен театр в Мальме в Швеции, но он не вызвал к жизни новых произведений театрального искусства.

Турнон построил «Пространственный театр» для Выставки 1937 г. на основе проекта Отана-Лара. Но этот театр вызвал лишь всеобщую обструкцию.

Отан Лара считает, что проблема куба и сферы превзойдена возможностями современной техники. Он напоминает, что в России, где Меер-хольд строил театр в Москве с целью найти новую форму драматической экспрессии, была сделана попытка создать пространственный театр. В этой новой концепции спектакля сценическая площадка больше не существовала: зрители и артисты размещались вместе в едином зале. Отан-Лара говорит о подвижных стульях и панорамной декорации, расположенной за местами зрителей, которые он увидел в одном из спектаклей в Варшаве.

Эти идеи заставляют всех строителей и режиссеров работать над поисками новых типов театральных зданий. Форма театра колеблется между кубом и сферой. Но если кубический театр создает впечатление взгляда на жизнь через замочную скважину, то все сферические театры стремятся к всеобъемлющим постановкам. Он стремится окружить зрителя театральным представлением, заставить его почувствовать злодея у себя за спиной и кинозвезду на коленях.

«Сферический принцип, — писал Э. Сурнан, — проще, оригинальнее. Он является, пожалуй, таким принципом, который представляет в настоящее время самые широкие возможности для новых поисков, для расширения театра в связи с новыми тенденциями».

Передовые театральные деятели хорошо понимают, что во времена широкоэкранного и панорамного кино театр тоже должен вырваться из своих пут. Новый спектакль, о котором они мечтают, имеет тенденцию обрести величие греко-романского театра и цирковых представлений античной эпохи. Подобное величие можно встретить сейчас только в испанских корридах или в японском театре Но.

Театр задыхается в «колумбариях» типа итальянских залов. Поэтому в поисках более обширных сценических площадок режиссеры отказываются от театральных залов, перенося свои постановки на церковные паперти или в средневековые замки. И зритель вновь обрел вкус к театру, который перестал быть камерным.

Если к идее античного театра добавить возможности современной техники, то мы придем к концепции новых зрительных залов.

Среди проектов новых театров, оставшихся на бумаге, наибольший интерес представляет «бесконечный театр» венского архитектора Кислера. С 1923 г. Кислер стремился создать подвижную динамичную сцену, впервые применив термин «пространственная сцена». Он предложил разместить одну сцену сзади зрителей, а другую перед ними, обеспечив таким образом непрерывную смену картин. Кстати в театрах бумажные стаканчики получили широкое распространение, купить бумажные стаканчики с логотипом театра можно на сайте papirstok.com.